Учебно-тренировочный самолёт Л-29 отмечает юбилей

5 апреля 2019 года исполнилось 60 лет со дня первого полёта Л-29.

⠀К середине 1950-х годов, когда начала активно развиваться реактивная авиация, для подготовки лётного состава также потребовался реактивный учебно-тренировочный самолёт (УТС).

⠀Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой единомышленников во главе с Зденеком Рубличем, руководителем одного из отделов Исследовательского-испытательного лётного института Чехословакии. Ближайшим помощником З. Рублича стал Карел Томаш, имевший большой опыт в создании учебно-тренировочных самолётов. Расчеты аэродинамики проводили Йозеф Хошек и Ян Глава. В начале 1960-х годов, после ухода на пенсию Рублича и Томаша, ведущим конструктором Л-29 стал Ян Влчек.

⠀Конструкция Л-29 была весьма прогрессивной для того времени. Прямое трапециевидное крыло было выбрано чешскими конструкторами для обеспечения простоты и дешевизны производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального распределения аэродинамической нагрузки по размаху. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета крыло оборудовали щелевыми взлетно-посадочными закрылками, а для уменьшения усилий на ручке управления по крену элероны были сделаны с осевой аэродинамической компенсацией. Хвостовое оперение Т-образной формы имело бесспорные аэродинамические достоинства: при штопоре стабилизатор не затенял руль направления и горизонтальное оперение на больших углах атаки не попадало в зону спутной струи за крылом.
Турбореактивный двигатель для нового УТС начали разрабатывать в начале 1956 года. Было решено создать двигатель с центробежным одноступенчатым компрессором с семью индивидуальными камерами сгорания и одноступенчатой осевой газовой турбиной. Первый прототип двигателя, получившего обозначение М-701, поступил на стендовые испытания в сентябре 1958 года, а уже в апреле 1959 года его испытывали на всех режимах.

⠀5 апреля 1959 года на аэродроме ЛИИИ летчик-испытатель Рудольф Духон поднял в небо XL-29. Поскольку предназначавшийся для него двигатель М-701 еще не прошел весь цикл испытаний, на самолет установили английский Bristol Siddeley «Viper» Mk.20. Прототип «00031» (а позже — ОК-02), на котором уже был установлен чешский двигатель М-701Б, взлетел в июле 1960 года. Именно тогда этому Л-29 дали красивое название «Дельфин», которое распространилось в дальнейшем на все машины данного типа.

⠀В 1961 году «Дельфин» признан победителем в конкурсе на разработку единого УТС стран Варшавского Договора, опередив Як-30 (СССР) и PZL TS-11 «Iskra» (Польша). Як-30 показал лучшие лётно-технические характеристики, но доводом в пользу чешского самолёта стала необходимость загрузить авиационную промышленность молодых социалистических стран производственными заказами. «Дельфины», помимо Советского Союза, поставлялись на экспорт еще в 16 стран: Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Гану, Гвинею, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию, Сирию, Уганду. Всего за годы серийного производства, с 1963 по 1974 год, было построено 3665 Л-29.

⠀Кроме военных авиаучилищ, «Дельфины» поставлялись авиационные учебные центрах ЦК ДОСААФ. С 1966 по 1992 год на самолетах Л-29 первоначальное обучение лётчиков проходило в 20 авиацентрах, в том числе в Ульяновский УАЦ ДОСААФ (аэр. Белый Ключ).

⠀Несмотря на преклонный возраст, в настоящее время в мире существует немало экземпляров Л-29 в лётном состоянии. Звено Л-29 Ульяновского аэроклуба ДОСААФ России выполняет регулярно участвует в воздушной программе празднования Дня Воздушного флота.

***
Источники: airwar.ru, wikipedia.org